О Театре | Театр Стаса Намина

Театр музыки и драмы Стаса Намина

В девятнадцатом, предъюбилейном сезоне 2017/2018 театр выпустил две постановки по пьесам современных российских авторов.

Одна из них – «Невыносимо долгие объятия» Ивана Вырыпаева  на протяжении нескольких лет с огромным успехом шла на сцене московского театра «Практика». По словам автора,  «…это, с одной стороны, очень простая тема, а с другой – невероятно сложная. Простая – потому что тема эта – „подлинная, реальная жизнь“, а сложная – потому что абсолютное большинство людей, живущих на планете, редко ощущают контакт с жизнью. И это невозможно объяснить ни критикам, ни артистам. Потому что „подлинная жизнь“ понимается только тогда, когда происходит настоящий контакт с этой жизнью».

Вторая – остросоциальный речитатив под названием «Вдох времени». Его автор – поэт, рэпер, резидент клуба «Газгольдер» Олег Груз. Он, кстати,  принимает участие в постановке в качестве исполнителя собственных стихов.

«Вдох времени» – о смене времен, о безвременье, о потере собственной идентичности во времена глобальных перемен и порой невозможности найти ее вновь.

При всей непохожести и оригинальности произведений в центре их высказывания – одна болевая точка. Это невыносимое, безысходное одиночество, невозможность контакта в этом мире, который «на самом деле просто пластиковый пакет, выброшенный Господом Богом на помойку»…

Для Стаса Намина театр начался в 1970-е. Он был что называется театралом, не пропускал ни одной громкой премьеры. В 1984 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР, где в качестве курсовых работ ставил свои первые сценические опыты. А в 1998 году назад по приглашению Майкла Батлера, продюсера бродвейской постановки и киноверсии рок-мюзикла «Волосы», Намин побывал на голливудской постановке спектакля. Именно тогда и пришло решение о создании своего театра, а в 1999-м его идея воплотилась в жизнь.

В качестве первой постановки была выбрана русская версия мюзикла «Волосы», для помощи Намин пригласил в Москву создателей калифорнийской версии – режиссера и балетмейстера из Лос-Анджелеса Бо Кроуэлла, нескольких американских актеров и самого Майкла Батлера.

Первого сентября 1999 года начался набор актеров в новую труппу, параллельно велась работа над переводом либретто. За два с половиной месяца удалось создать адаптированную русскую версию спектакля. Премьера с участием американских актеров состоялась 15 ноября 1999 года, а с января 2000-го мюзикл игрался исключительно российской труппой. Так в России был поставлен первый классический мюзикл – новый для российской сцены жанр, и одновременно это было рождение нового театра – первого российского театра мюзиклов.

В 2004 году «Волосы» были показаны в Лос-Анджелесе, а в Нью-Йорк театр был приглашен на празднование 40-летия бродвейской постановки. В фильме, посвященном истории легендарного мюзикла, труппа театра Стаса Намина была названа в пятерке лучших в мире.

Вторая постановка театра – легендарная рок-опера «Иисус Христос Суперзвезда» впервые была показана в Иерусалиме – там, где происходили описанные в спектакле события – именно в постановке театра Стаса Намина.

 

Профессиональным принципом театральной труппы является владение тремя профессиями: вокалом, танцем и актерским мастерством – то, что на Западе носит название triple track. Такой актерский универсализм позволяет задействовать всю труппу в спектаклях любых направлений – как музыкальных, так и драматических.

 

Благодаря работе с разнообразным театральным материалом и постоянному творческому поиску  коллективу театра удалось совместить культуру мирового мюзикла с традициями русского драматического театра и прийти к постановке сложных музыкально-драматических форм. В спектакле «Космос» по рассказам Шукшина музыка стала главным драматическим откровением. А жанр спектакля «Безумный день в замке Альмавивы, или Свадьба Фигаро», поставленного по пьесе Пьера Бомарше и опере Вольфганга Моцарта и соединившего мир классического водевиля и мир столь же классической оперы, создатели определили как «… плюс опера».

Следующим шагом в этом направлении стали реконструкция футуристической оперы «Победа над Солнцем» Михаила Матюшина, Алексея Кручёных и Казимира Малевича и вокально-пластическая композиция «Жилец вершин» на стихи Велимира Хлебникова и музыку группы «Аукцыон» и Алексея Хвостенко.

В сезоне 2015/2016 репертуар театра пополнился двумя постановками – спектаклем «В горах мое сердце» по произведениям Уильяма Сарояна, премьера которого с успехом прошла в Ереване в декабре 2016-го, и «Нью-Йорк. 80-е. Мы!» по страницам личного дневника Михаила Шемякина. В последнем известный художник не только выступает автором сценария, но и играет – впервые в жизни – самого себя в качестве актера.

В 2015 году, когда весь мир отмечал столетний юбилей знаменитого «Черного квадрата» Казимира Малевича, театр представил оперу «Победа над Солнцем» на трех знаковых международных площадках: в июне – в Городском театре Базеля (Швейцария) в рамках крупнейшей выставки современного искусства «Арт-Базель». В сентябре – в программе Московской международной биеннале современного искусства, а в октябре – в музее фонда Louis Vuitton в Париже в рамках ежегодной Парижской выставки-ярмарки FIAC. В ноябре 2015 года театр участвовал в Международном театральном фестивале в Гаване, в июне 2017-го – в Равеннском театральном фестивале (Италия). Летом 2018 года «Победу над Солнцем» увидели греческие зрители ­– ею открылась выставка «Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт» в Музее современного искусства в Салониках.

Спектакль «S-Quark» (сезон 2016/2017) поставлен на основе симфонии Стаса Намина Centuria S-Quark, созданной в 2016 году и исполненной и записанной Лондонским симфоническим оркестром на легендарной студии Abbey Road. В продолжение традиции обращения к русскому искусству начала XX века, декорации спектакля буквально воспроизводят картину «Хрупкое» Василия Кандинского. В сентябре 2018 года S-Quark  принял участие в международном театральном фестивале в Каире (Египет).

X