+7 (495) 766 15 47     +7(495) 633 99 24

Театр музыки и драмы Стаса Намина

Сезон 2020/2021 начался в театре с двух премьер. Одна из них — масштабная постановка под названием «Забастовка». Ее авторы совершают попытку сформулировать наиболее злободневные проблемы современного человечества, их причины и возможные пути решения. Главные герои — восемь молодых людей разных национальностей, разного социального положения, у них разные интересы, и живут они в разных частях света, — находят друг друга в Сети благодаря одному объединяющему их желанию — сделать наш мир добрее, чище, честнее и справедливее… Спектакль — своего рода продолжение  российско-американского проекта «Дитя мира», который в середине 1980-х объехал весь мир и был даже представлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

Одна из музыкальных сцен спектакля «Забастовка» была включена в концерт, посвященный 75-летней годовщине со дня образования Организации Объединенных Наций и проходивший онлайн 24 октября 2020 года.

Вторая премьера — авторский проект московского хореографа Кати Горячевой, уже много лет работающей в театре Стаса Намина и осуществившей в нем несколько музыкально-пластических постановок,

В новой постановке — по роману-антиутопии Евгения Замятина «Мы» —Катя, вслед за Георгием Гурджиевым с его сакральными танцами и Айседорой Дункан, желавшей взрастить «свободный дух в раскрепощенном теле», объединяет разум, чувства и движения тела для осмысления понятий свобода и несвобода, покорность и бунтарство, безликость и поиски, пусть и опасные, собственной идентичности.

«А почему у нас нет перьев, нет крыльев — одни только лопаточные кости — фундамент для крыльев? Да потому что крылья уже не нужны — есть аэро, крылья только мешали бы. Крылья — чтобы летать, а нам уже некуда: мы — прилетели, мы — нашли. Не так ли?..» 

В 2020 году замятинскому «Мы» исполнилось сто лет, но поднимаемые в нем вопросы не только не утратили своей актуальности в сегодняшнем обществе, но, напротив, стали еще более острыми.

Обращены к русскому искусству начала прошлого столетия еще две постановки театра.

Премьера спектакля «Балаганчикъ» (его альтернативное название — «6091») по пьесе Александра Блока состоялась зимой 2019 года.

«Режиссер новой версии — столичный актер, постановщик и драматург Даниил Романов. Его работа по произведению Блока — это фарс. За образами и декорациями не разглядеть реальности, а то, что происходит на глазах у публики — пародия, игра с героями-призраками, картонным реквизитом и кривлянием вместо подлинных чувств и эмоций.

Но в этой череде символов и юмора чувствуется печаль, которая заключается в непостижимости божественного замысла и в бесконечном и недостижимом стремлении к любви и красоте».

Из отзывов в прессе

Реконструкция авангардной оперы «Победа над Солнцем» Михаила Матюшина, Алексея Кручёных и Казимира Малевича с прологом Велимира Хлебникова — первые две постановки состоялись в Санкт-Петербурге в 1913 году — была осуществлена театром в сотрудничестве с Государственным Русским музеем, который проделал огромную работу в поиске и восстановлении архивных материалов. В 2015 году, когда весь мир отмечал столетний юбилей знаменитого «Черного квадрата» Казимира Малевича, театр представил оперу «Победа над Солнцем» на трех знаковых международных площадках: на крупнейшей выставке современного искусства Арт-Базель в Базеле (Швейцария), на Московской международной биеннале современного искусства и на ежегодной выставке-ярмарки FIAC в Париже (Франция). Спектакль также участвовал в Международном театральном фестивале в Гаване (Куба, 2015), в Равеннском театральном фестивале (Италия, 2017). Летом 2018 года «Победу над Солнцем» увидели греческие зрители — ею открылась выставка «Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт» в Музее современного искусства в Салониках.

Работает театр и с современным материалом. В нашем репертуаре — три постановки российских авторов.

Одна из них — «Невыносимо долгие объятия» Ивана Вырыпаева — на протяжении нескольких лет с огромным успехом шла на сцене московского театра «Практика». По словам автора,  «…это, с одной стороны, очень простая тема, а с другой – невероятно сложная. Простая — потому что тема эта – „подлинная, реальная жизнь“, а сложная – потому что абсолютное большинство людей, живущих на планете, редко ощущают контакт с жизнью. И это невозможно объяснить ни критикам, ни артистам. Потому что „подлинная жизнь“ понимается только тогда, когда происходит настоящий контакт с этой жизнью».

Две других — остросоциальный речитатив под названием «Вдох времени» — о безвременье, потере собственной идентичности и порой невозможности найти ее вновь, и фантасмагоричное стихошоу «Убитые бытом». Их автор — поэт, рэпер, резидент клуба «Газгольдер» Олег Груз. Он, кстати, принимает участие в обеих постановках в качестве исполнителя собственных стихов.

При всей непохожести и оригинальности произведений в центре их высказывания — одна болевая точка. Это невыносимое, безысходное одиночество, невозможность контакта в этом мире, который «на самом деле просто пластиковый пакет, выброшенный Господом Богом на помойку»

Эти спектакли по затрагиваемым в них темам перекликаются с еще одной постановкой театра — «Последнее искушение апостолов» по поэме современного польского драматурга Эрнеста Брыля. Вопросы веры и сомнения, слабости и мужества, падения и восхождения на высоты духа осмысливаются в нем с точки зрения оригинальной трактовки известного евангельского сюжета.

Вокально-пластическое направление началось в театре с двух постановок — это композиция «Жилец вершин» на стихи Велимира Хлебникова и музыку группы «Аукцыон» и Алексея Хвостенко и спектакль S-Quark на основе симфонии Стаса Намина Centuria S-Quark, созданной в 2016 году и исполненной и записанной на легендарной студии Abbey Road Лондонским симфоническим оркестром. В продолжение традиции обращения к русскому искусству начала XX века, декорации спектакля буквально воспроизводят картину «Хрупкое» Василия Кандинского. В сентябре 2018 года S-Quark принял участие в международном театральном фестивале в Каире (Египет).

Благодаря работе с разнообразным театральным материалом и постоянному творческому поиску коллективу театра удалось совместить культуру мирового мюзикла с традициями русского драматического театра и прийти к постановке сложных музыкально-драматических форм. В спектакле «Космос» по рассказам Шукшина музыка стала главным драматическим откровением. Неизменным успехом у зрителей пользуются музыкально-драматические постановки по классике мировой литературы — «Портрет Дориана Грея», оригинальную музыку для которого написал американский композитор Рэнди Баузер, и «Три мушкетера» Максима Дунаевского, одного из самых популярных композиторов, пишущих музыку для кино и театра.

В сезоне 2015/2016 репертуар театра пополнился двумя постановками – спектаклем «В горах мое сердце» по произведениям Уильяма Сарояна, премьера которого с успехом прошла в Ереване в декабре 2016-го, и «Нью-Йорк. 80-е. Мы!» по страницам личного дневника Михаила Шемякина. В последнем известный художник не только выступает автором сценария, но и играет — впервые в жизни — самого себя в качестве актера. 

История театра началась в 1998 году, когда Стас Намин по приглашению Майкла Батлера, продюсера бродвейской постановки и киноверсии рок-мюзикла «Волосы», побывал на голливудской постановке спектакля. Именно тогда он и принял решение о создании своего театра, а в 1999-м его идея воплотилась в жизнь. 

В качестве первой постановки была выбрана русская версия мюзикла «Волосы», для помощи Намин пригласил в Москву создателей калифорнийской версии – режиссера и балетмейстера из Лос-Анджелеса Бо Кроуэлла, нескольких американских актеров и самого Майкла Батлера.

Первого сентября 1999 года начался набор актеров в новую труппу, параллельно велась работа над переводом либретто. За два с половиной месяца удалось создать адаптированную русскую версию спектакля. Премьера с участием американских актеров состоялась 15 ноября 1999 года, а с января 2000-го мюзикл игрался исключительно российской труппой. Так в России был поставлен первый классический мюзикл – новый для российской сцены жанр, и одновременно это было рождение нового театра – первого российского театра мюзиклов.

В 2004 году «Волосы» были показаны в Лос-Анджелесе, а в Нью-Йорк театр был приглашен на празднование 40-летия бродвейской постановки. В фильме, посвященном истории легендарного мюзикла, труппа театра Стаса Намина была названа в пятерке лучших в мире.

Вторая постановка театра — легендарная рок-опера «Иисус Христос Суперзвезда» впервые была показана в Иерусалиме – там, где происходили описанные в спектакле события — именно в постановке театра Стаса Намина.

Профессиональным принципом театральной труппы является владение тремя профессиями: вокалом, танцем и актерским мастерством — то, что на Западе носит название triple track. Такой актерский универсализм позволяет задействовать всю труппу в спектаклях любых направлений — как музыкальных, так и драматических.

Закрыть меню
X